К 15-му веку в Западной Европе уже повсеместно можно купить в основном шерсть (drap) разноцветного окраса, о чём свидетельствуют многочисленные фрески и миниатюры. Рецепты окрашивания, которые Западная Европа в избытке привозит из крестовых походов на Византию (1202-1204) дают начало новой западно-европейской школе красильщиков. Выкранные рецепты константинопольских царских красильных присваиваются в полной мере после падения Константинополя в 1453м году в варианте не изменёном в своей сути: в их основе новые западно-европейские красильщики всё также оставляют алуниевые и железные квасцы, сирийские танины, корень марены и лист вайды. После падения Византии в середине XV-го века история текстиля и окрашивания Западной Европы - это отыскивание и добытие ценного сырья и контролирование к ней путей. 1.Фреска "Бутик ткани" Замок Иссонь (Château d'Issogne) , XV век. Многие семьи обогатившиеся за счёт торговли в последующие века, когда аристократические идеалы стали занимать важное место в обществе пытались скрыть происхождение своих фортун. Так например по Указу 1546 года, в Бреции (Brescia) семьи связанные с кустарным искусством не допускались в городскую управу. Известен, например, судебный процесс конца XV- го века над отцом одного городского советника Франческо Тарело ( Francesco Tarello), последний обвинялся в том, что был увиден свидетелем цитируем обвинителя: "отмеряющим и отрезающим ткань и продающим платья". 2.Миниатюра "Бутик портного", иллюстрация происходит из Codis Behem - сборник привелегий, статуса и правил городских артелий города Кракова, подготовленный Бальтазаром Бегемским (Baltazar Behem) который был писателем и городским нотариусом, запечатлённый местным художником (около 1505г.) В левой части миниатюры - коза, которая выглядывает из, примеряющей синее платье клиентки, это отсылка к народной сказке. 3. Ксилография показывающая традиционные этапы чесания и ткачества шерсти , из книги Епископа Родриго Самора "В зеркале человеческой жизни" ( Speculum humanae vitae, Roderigo Zamora) 1477 год.